Французская рок-опера, други мои - явление в принципе странное. Между жанрами мюзикла и рок-оперы и так весьма тонкая грань, а во Франции она (по крайней мере, для меня) вообще невидима Ж) Возможно, дело в том, что французский язык (опять же, имхо) в принципе не создан для рока, и надо очень стараться, чтобы вышло адекватно.
Так или иначе, пока вся прогрессивная общественность тащится по рок-опере "Моцарт" я расскажу вам об одном весьма занятном "динозавре". Впрочем, назвать его старомодным или отжившим свое язык не поворачивается. Французские рок-оперы за прошедшие десятилетия, если честно, изменилось совсем не сильно - аранжировки просто стали другие. Почему я так считаю? Пруфлинк в студию!
Поет команда "Моцарта", но эта песня не оттуда друзья. Она из рок-оперы, которую сочинили в далеком 1978м. Она называется
"Стармания".Сюжет рок-оперы таков:
Акт 1.
Действие мюзикла разворачивается в фантасмагорическом городе будущего – Монополисе, столице объединившегося Запада. О нём нам повествует Мари-Жанна, официантка «Подземного кафе», выступающая в роли стороннего наблюдателя и рассказчика.
За происходящим в жизни города постоянно следит телевизионная станция «Теле-Капиталь» во главе с Роже-Роже, которому помогает Кристаль, ведущая телепрограммы «Стармания».
В тени небоскрёбов Монополиса, в буквальном смысле под землёй, существует революционная группа «Чёрные звёзды» под предводительством Садьи и её возлюбленного Джонни Рокфора. В защиту порядка выступает Зеро Жанвье, удачливый бизнесмен и лидер «Партии ради прогресса» с высокими политическими амбициями, выставивший свою кандидатуру на президентских выборах. Всё это по телевизору наблюдает Мари-Жанна, которая каждый вечер видит «Чёрных звёзд» в «Подземном кафе» и может многое рассказать о Джонни и «папенькиной дочке» Садье.
В кафе появляется сама красавица Садья. Мари-Жанна вспоминает первую встречу Джонни и Садьи, свидетельницей которой она была. Садья уговаривала Джонни вступить в «Чёрные звёзды» и уничтожить Зеро. Джонни пошёл на это ради скандальной славы.
Мари-Жанна жалуется на долю официантки. Она не мечтает стать звездой, всего лишь хочет быть самой собой, а не «работать ради работы», не видя смысла жизни. Роже-Роже объявляет о начале «передачи номер один» - «Стармании», и рассказывает о триумфальном возвращении Стеллы Спотлайт, бывшей порнозвезды, решившей закончить свою карьеру автобиографическим фильмом «Сумеречный бульвар».
Кристаль берёт интервью у Зеро, «человека будущего», в котором спрашивает о его мечтах. Дела Зеро идут отлично, он не чувствует недостатка ни в чём, но всё же мечтает быть артистом и видеть себя на экране, обращающимся ко всему миру. Роже-Роже объявляет, что далее в программе – интервью со Стеллой и рассказ о её новом фильме. Но это не интересует Мари-Жанну, все её мысли направлены на Зигги, мечта которого – попасть на «Старманию».
Мари рассказывает о Зигги, гее-продавце пластинок, живущем в своём мире – мире музыки, их первой встрече. Она знает, что он никогда не сможет любить её так, как любит его она, он не такой, как все, но она без ума от него и не может отказаться от своей любви. Появляется сам Зигги и поёт Мари-Жанне свою песню, мечтая, что однажды она возглавит все хит-парады. Он показывает ей своё письмо в «Старманию», в котором рассказывает о своей жизни и мечтах стать рок-певцом. Садья, присутствующая при этом разговоре, хочет, чтоб на «Старманию» попал Джонни, и договаривается с Кристаль об эксклюзивном интервью с предводителем «Чёрных звёзд» в «Подземном кафе».
Кристаль берёт интервью у Джонни, желая узнать, что из себя представляет этот человек, скрывающий своё лицо, и по каким причинам он выбрал для себя путь террора. Джонни рассказывает, что вырос он в северном пригороде, с которым навеки распрощался. У него нет ни прошлого, ни будущего, все его друзья – компания из «Подземного кафе».
Внезапно Роже-Роже прерывает репортаж, чтобы сообщить, что Кристаль была похищена «чёрными звёздами». Мари-Жанна не верит в похищение, она считает, что Кристаль сама сбежала с Джонни .
Кристаль влюблена в Джонни, в котором находит много близкого ей. Джонни видит в ней ангела, о встрече с которым он мечтал. Они оба были «рождены на свет с криком о помощи». Им обоим нужна любовь.
Акт 2.
Никто не знает, где находятся Джонни, Садья и Кристаль, но, благодаря скандалу с похищением, Джонни теперь – звезда. Зигги предполагает, что они прячутся где-нибудь в заброшенном сарае. Садья и Кристаль спорят, как лучше сообщить миру о похищении, Джонни становится на сторону последней. В порыве ревности Садья, понимающая, что Джонни уже не поддаётся её влиянию, заявляет, что она не будет второй и Джонни пожалеет о своём выборе.
Кристаль, ставшая звездой благодаря скандалу, горит желанием совершить взрыв в «Золотой башне» Зеро, возвышающейся над городом как символ его безграничной власти. Джонни сомневается – он нашёл свою любовь и хочет начать всё сначала, но Кристаль неумолима, она бросила всё ради этого момента, и Джонни ничего не остаётся, как согласиться.
В это время Зигги прощается с Мари-Жанной – Садья, расставшись с «Чёрными звёздами», стала работать на Зеро и устроила Зигги диджеем в Назилэнд, новую дискотеку на самой вершине «Золотой башни». Мари-Жанне больно расставаться с Зигги, она не представляет себе жизни без него.
В Назилэнде Зигги ведёт дискотеку, среди танцующих Садья, Стелла, сам Зеро. Роже объявляет, что Зеро выбран президентом. Садья предупреждает Зеро о готовящемся взрыве и о том, что Джонни и Кристаль находятся в зале. Джонни схвачен, а Кристаль ранена охранниками Зеро и умирает на руках Джонни (Ce soir on danse au Naziland; Tonight we dance).
Стелла мечтала быть вечно прекрасной, предстоящая свадьба для неё – в своём роде прощание со своими мечтами, со своей жизнью. Она не единственная, чьи мечты не сбылись. Зеро мечтал быть артистом, поэтом, нести людям добро, Джонни и Зигги – найти себя, Мари-Жанна и Садья не видят смысла жизни без любви, все они одиноки в этом мире, и ни один из них так и не смог ответить на вопрос, ради чего он существует.
Несмотря на то, что у нас "Стармания" совсем неизвестна (хотя труппа приезжала с гастролями еще в СССР, и даже пластинка на "Мелодии" выходила), в Европе это мега-хит вплоть до сегодняшнего дня. Рок-опера пережила много постановок, переизданий, вот, к примеру, в 2009м году лучшие арии оттуда на мега-пафосном концерте исполняли оперные певцы. Среди каста "Стармании" в своей время засветился горячо любимый всеми поклонниками французских мюзиклов Бруно Пеллетье (тот самый охуенный Гренгуар из Notre Dame de Paris) в роли Джонни Рокфора. Есть и английская версия "Стармании" - она называется "Магнат" (the Tycoon), и ее основной вдохновитель, ну и разумеется, автор либретто - не кто-нибудь, а сам Тим Райс. Правда, "магнат" довольно сильно отличается от исходника, он скорее "по мотивам" - но каст впечатляет просто неимоверно: Том Джонс, Селин Дион, Нина Хаген!
Кстати, об английском языке. "Стармания" интересна еще и тем, что написана на "франглэ" - смеси французского и английского языков. Яркий пример - название одного из главных хитов рок-оперы, "Le monde est stone" (мир - это камень).
Пора бы уже приступать к выкладыванию фото, треков и видео, но я все же вставлю свои пять копеек и поведую о собственном отношении к "Стармании". Еще в школе я прочитал о ней в толстенной книге про лучшие мюзиклы мира. Раздобыл диск среди франкофонных друзей бабушки. Тогда мне понравилось вот прям ваще очень-очень-очень. Особенно рок-певец-гей-Зигги Ж)))) Сейчас оно, конечно, уже не так вштыривает. Положа руку на сердце, рока там маловато. Но все равно, музыка красивая, интересная, запоминающаяся. Едва ли "Стармания" перевернет у кого-нибудь мироощущение, как, например, "Иисус Христос - суперзвезда", но пара часов приятной для уха музыки слушателю обеспечена =) Ну и да, они все очень здорово поют.
Ну а далее классика - под катом даю аудио, видео и фоточге своих любимых персов/исполнителей, с комментариями))).
Фотге, из постановок разных лет
Садья. Мой самый любимый персонаж рок-оперы. Да-да, тот самый тип отрицательных персонажей, которые мне нравятся - злая баба))) Умная, красивая, отчаянная. И как всегда, главгерой абсолютно дебильно променял ее не блаандинку. За что и поплатился. А еще Садье очень везет на исполнительниц.
Бруно**
Зигги. Ну, тут комментарии излишни Ж))))
Видео
За качество извиняюсь, искал то, что действительно нравится, а оно вот такое вот(((
Отрывки из арий Зигги, он же такой душечка **
тот самый quand on arrive en ville. Качество ужасно, звук ужасен - зато там Бруно Пеллетье в образе Джонни Рокфора
Тоже самое, эстрадная версия, но качество в разы лучше
Тот же концерт, песня Зигги, Un Enfant De La Pollution
аудио
Моя любимая песня у Садьи и, пожалуй, одна из самых любимых в этой рок-опере. Я даже в свое время ее переводил, но сейчас перечитал текст, понял, что это говно, так что обойдетесь Ж))))
Мари-Жанна рассказывает о Зигги.
Зигги рассказывает о себе. Во всем короче виновата авторитарная мать, заставлявшая несчастного ребенка заниматься балетом Ж)) однажды он пришел в магазин пластинок, увидел на обожке Девида Боуи и влюбился)))))
Кристаль берет интервью у Джонни
Джонни рассказывает о себе
З.Ы. Если кому захочется всю рок-оперу, качайте здесь:
starmania.ru/albums.htm Послушать можете разное, но я настоятельно рекомендую версию: STARMANIA'98 20eme Anniversaire.
З.З.Ы. Есть у меня подозрение, что создатели "Репо" тоже "Старманию" курили. Ибо Ротти Ларго весьма смахивает на Зеро Жанвье и по характеру, и по манере пения))))). Да и одна из финальных композиций здорово напоминает "at the opera tonight". Впрочем, может это все мои глюки фанатские)))